Наверх

Содержание технологии формирования информационной компетентности в применении компьютерного образовательного комплекса у студентов педагогических вузов

Аннотация. В статье вводится понятие «компьютерный образовательный комплекс», сформулировано определение информационной компетентности в применении компьютерного образовательного комплекса. Раскрыто содержание технологии формирования информационной компетентности в применении компьютерного образовательного комплекса у студентов педагогических Вузов.

Abstract. The concept «computer educational complex» is introduced in the article, the determination of competence in using of computer educational complex is formulated. The technology forming information competence in using computer educational complex of pedagogical institutions students is opened.

Ключевые слова: Компьютерный образовательный комплекс, банк компьютерных программ, информационная компетентность учителя, технология формирования компетентности, обучающие компьютерные программы.

Key words: Computer educational complex, the bank of computer programs, information competence of a teacher, technology of competence, training computer programs.

Одним из приоритетных направлений развития образования является использование новых информационных технологий. В настоящее время имеется значительное количество компьютерных обучающих программ разнообразных типов и видов, но отдельные программы не позволяют организовать целостный образовательный процесс в рамках школьного учебного предмета. Для системной реализации обучающих, воспитательных и развивающих задач, за счет внедрения информационных технологий каждому учителю целесообразно на уроках использовать созданный им компьютерный образовательный комплекс.

Нами было введено данное понятие и сформулировано его определение. Компьютерный образовательный комплекс - электронный банк компьютерных программ, который осуществляет хранение, поиск и информационную поддержку обучения, воспитания и развития личности учащихся. Так как каждый учитель имеет свою методическую концепцию обучения, то комплексы могут быть разные. Нами разработан компьютерный образовательный комплекс для реализации развивающего обучения физике, представляющий собой программный продукт, выполненный в среде Microsoft Visual C++ 6.0. Комплекс предоставляет учителю возможность дополнять его содержание новыми программами и методическими рекомендациями к ним, размещая их в соответствующие блоки структуры комплекса через интерфейс администратора.

В Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования Российской Федерации в качестве основных характеристик учителя выделены умения создавать и применять банк компьютерных программ. Конструирование и реализация такого банка требует от учителя наличия совокупности соответствующих знаний, умений, опыта и положительного отношения к данному виду педагогической деятельности. Перечисленные характеристики представляют собой информационную компетенцию в применении компьютерного образовательного комплекса. Задачей профессиональной подготовки будущего учителя является формирование у студентов информационной компетентности (овладение студентами указанной компетенцией) в применении компьютерного образовательного комплекса.

Информационная компетентность в применении комплекса включает теоретические знания и умения: в применении компьютерной техники на уровне пользователя; в разработке оболочки комплекса и классификации компьютерных программ в нем; в проектировании авторских сценариев программ для комплекса; в написании авторских компьютерных программ для комплекса; в реализации целостного образовательного процесса на основе комплекса. Опыт по решению методических задач на основе применения комплекса определяется как интеграция выделенных теоретических знаний и умений.

Последним компонентом информационной компетентности учителя в применении комплекса является понятие «положительное отношение к педагогической деятельности по применению комплекса». За основные мотивы деятельности учителя по применению комплекса приняты: удовлетворение потребностей в оптимальном хранении компьютерных программ, быстром их поиске, информационной поддержке обучения, воспитания и целенаправленного развития личности учащихся при изучении учебного предмета.

Формирование информационной компетентности учителя в применении комплекса необходимо осуществлять в процессе обучения студентов в вузе. В этой связи, нами теоретически обоснована и разработана технология формирования информационной компетентности в применении компьютерного образовательного комплекса. В основу технологии положены признаки (содержательность, эффективность, оптимальность, воспроизводимость, корректируемость) и специфические черты (целенаправленность, ориентация всего процесса на достижение поставленной цели, обратная связь и оценка результатов, воспроизводимость) характерные для любой технологии обучения.

Опираясь на работу Г.К. Селевко [1], нами предложен формально-описательный способ изложения рассматриваемой технологии, предполагающий раскрытие всех ее характеристик (рисунок 1). В концептуальной основе описывается цель, принципы и методология технологии. В содержании представлен объем и характер содержания обучающих воздействий, материалов необходимых для эффективного формирования компетентности.


 





Концепция технологии

Цель технологии

Принципы

Методология

1. Цель технологии - обеспечение процесса овладения студентами информационной компетенцией учителя в применении компьютерного образовательного комплекса

Принцип развития (поэтапность),

интегративности,

вариативности,

преемственности

функционально-деятельностный подход

Содержание

Содержание дисциплин ГОС ВПО:

Методическое сопровождение:

1. Программа спецкурса

2. Программа производственной практики

3. Выпускные квалификационные работы

1. Условия учебно-методических задач по применению компьютерного образовательного комплекса

2. Задания для производственной практики по применению комплекса

3. Тематика творческих проектов применения комплекса

Алгоритмы действий

1. Разработка условий учебно-методических задач по применению комплекса, проектирование и организация учебно-профессиональной деятельности студентов по их решению, мониторинг, коррекция.

2. Составление вариантов заданий для производственной практики по применению компьютерного образовательного комплекса, проектирование и организация учебно-профессиональной деятельности студентов по их выполнению, мониторинг, коррекция.

3. Разработка тематики творческих проектов применения компьютерного образовательного комплекса, проектирование и организация учебно-профессиональной деятельности студентов по их выполнению, мониторинг, коррекция.

Процессуальная характеристика

Методы

Формы

Управление деятельностью студентов по:

Проблемные, исследовательские, поисковые

Классно-урочные,

индивидуальные

- решению учебно-методических задач (анализ условия, выбор варианта решения и средств для выполнения задачи, решение задачи, предъявление решения, анализ и оценка решения задач, поиск альтернативных вариантов решения, разработка коррекционных рекомендаций для студента)

- выполнению заданий для производственной практики (аналитический, концептуальный, исполнительный этапы)

- выполнение творческих проектов (формулирование цели выполнение проекта, определение содержания проекта, последовательности действий студентов, средств организации действий студентов при выполнении проекта, планируемый результат)

Программно-методическое обеспечение

Дидактические материалы:

1. Требования к условию учебно-методических задач по применению комплекса, классификация учебно-методических задач, условия задач и методика их решения, структура деятельности студентов при решении задач.

2. Классификация заданий для производственной практики по применению комплекса, варианты заданий структура деятельности студентов при выполнении заданий.

3. Классификация тем творческих проектов применения комплекса, требования к проектам, методика выполнения творческих проектов, структура деятельности студентов при выполнении проектов

диагностический инструментарий:

 

- анкеты,

- комплект заданий

программное обеспечение:

 

компьютерный образовательный комплекс для реализации развивающего обучения

               

Рисунок 1 - Формально-описательный способ изложения технологии

Алгоритм действий описывает последовательность действий преподавателя при организации трех видов учебно-профессиональной деятельности студентов (решение учебно-методических задач по применению компьютерного образовательного комплекса, выполнение заданий на производственной практике по применению комплекса и выполнение творческих проектов применения комплекса), обеспечивающих формирование компетентности. В процессуальной характеристике определяются методы, организационные формы педагогического процесса и этапы процесса управления деятельностью студентов по всем трем видам. В целях организации данных видов деятельности разработано программно-методическое обеспечение технологии, включающее дидактические и диагностические материалы, а также наглядные средства обучения.

Опишем дидактические материалы технологии.

Деятельность студентов по решению учебно-методических задач способствует приобретению студентами теоретических знаний и умений по применению комплекса. Рассматриваемый вид деятельности обеспечивается разработанной классификацией учебно-методических задач, в основу которой положены данные знания и умения. Студенты решают задачи: по разработке структуры и содержания меню комплекса, по определению цели, типа, функции компьютерной программы; по осуществлению анализа программы и написанию методических рекомендаций к ней; по составлению структурно-функциональной схемы сценария; по написанию текста сценария компьютерной программы; по написанию программ по готовому сценарию. Нами составлены условия задач; предложена методика их решения, теоретически обоснованна и разработана структура деятельности студентов при их решении.

Деятельность студентов по выполнению заданий по применению комплекса на производственной практике способствует приобретению студентами знаний и умений в применении комплекса в школьных условиях и приобретению ими опыта в решении методических задач на основе комплекса. Обеспечивается данная деятельность с помощью специальных заданий, которые предусматривают выполнение студентами следующих действий: изучение состояния оснащенности школы компьютерными программами; систематизация программ и создание школьного комплекса; осуществление анализа программ, создание авторской компьютерной программы к занятию.

Деятельность студентов по выполнению ими творческих проектов применения комплекса способствует приобретению студентами знаний и умений в применении комплекса на творческом уровне, а также формированию положительного отношения к педагогической деятельности по его применению. Данная деятельность обеспечивается предложенной классификацией тем творческих проектов применения компьютерного образовательного комплекса, основанием которой являются компоненты целостного образовательного процесса.

Для организации рассмотренных выше видов деятельности в учебном процессе вуза используется, разработанный нами компьютерный образовательный комплекс для реализации развивающего обучения физике. В созданный комплекс заложены программы, предназначенные для обучения физике, воспитания, развития интеллектуальных свойств личности учащихся, и методические рекомендации к ним. Представленный комплекс предоставляет возможность пользователю осуществлять подбор необходимых программ двумя способами (пошаговый, перемещаясь по меню комплекса от одного блока к другому; по ключевым словам). Будущие учителя могут применять указанный комплекс в процессе прохождения производственной практики и самостоятельной работы. Комплекс постоянно пополняется новыми программами за счет авторских программ, разработанных студентами при выполнении творческих проектов.

Эффективность разработанной технологии подтверждается результатами экспериментальной работы, проводимой нами на физико-математическом факультете Орского гуманитарно-технологического института.

Литература:

1. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникативных средств. М.: НИИ школьных технологии, 2005. 208с.

1. Selevko GK. Pedagogical technologies on the basis of information-communication means. M.: SRI of the school of technology, 2005. 208с.

 

Статьи

Методическая разработка урока «Закон сохранения механической энергии»
с использованием планов обобщенного характера для преподавателей физики среднего профессионального образования

 

Реализация межпредметных связей физики и основ безопасности жизнедеятельно-сти при изучении темы «Влияние ионизирующего излучения на организм человека»


Авторизация

Напомнить пароль
Регистрация