Сила

 1 этап  Знакомство с обобщенным планом.

Задание 1: Выберите верные ответы на предложенные вопросы.

1.1) Что характеризует сила

1. сила – величина, характеризующая действие одного тела на другое.

2. сила – величина, характеризующая инертность тела.

3. сила – величина, характеризующая изменение скорости по направлению.

4. сила – величина, характеризующая изменение скорости по величине.

 

1.2) По какому признаку определяют, что к телу приложена сила

1. тело начинает двигаться равномерно.

2. тело изменяет направление движения.

3. тело приобретает ускорение.

4. тело останавливается.

 

2) выберите правильное определение силы

1. сила – это величина, характеризующая действие одного тела на другое, которое вызывает изменение скорости по направлению

2.сила – величина, характеризующая действие одного тела на другое, которое вызывает ускорение точек тела или его деформацию.

3. сила – это величина, характеризующая действие одного тела на другое, которое вызывает изменение скорости по величине.

4. нет верного варианта ответа.

 

3) выберите формулу для определения силы, действующей на тело

1. F = m·х                                3. F = m/х

2. F = m·а                                4. F = m/а

 

4) Какая это величина?

1. скалярная

2. векторная

 

5) Единицы измерения.

1. кг·м                                      3. кг ·м/с2

2. кг/м                                      4. кг ·м/с

 

6) С помощью какого прибора можно измерить силу?

1. манометр                             2. динамометр                         3. барометр

 Задание 2: ознакомьтесь с обобщенным планом.

Обобщенный план для изучения физической величины – сила.

Обобщенный план для изучения величины.

Характеристика физической величины – сила.

1.

Явление или свойство тел характеризующее данной величиной.

сила – величина, характеризующая действие одного тела на другое.

 

2.

Определение величины.

 

сила – величина, характеризующая действие одного тела на другое, которое вызывает ускорение точек тела или его деформацию

3.

Формула, определяющая значение величины

F = m·а                               

4.

 Определение, какая это величина -  векторная или скалярная.

векторная

 

5.

 Единицы измерения данной величины.

кг ·м/с2

 

6.

Способы измерения величины

динамометр

 

2 этап Усвоение и запоминание содержания отдельных пунктов обобщенного плана.

Зfдание: решите задачи.

1. Явление или свойство тел характеризующее данной величиной.

  Маневровый тепловоз массой 100 т толкнул покоящийся вагон. Во время взаимодействия ускорение вагона было по модулю в 5 раз больше ускорения тепловоза. Какова масса вагона?

1. 100т                                        3. 20т

2. 500т                                        4. 10т

 2. Определение величины.

Равнодействующая всех сил, действующих на тело массой 10 кг, равна 5 Н. Тело движется с ускорением

                      А) 0,4м/с2        Б) 0,5м/с2          В) 0м/с2           Г) 2,5м/с2   

 

3. Формула, определяющая значение величины.

В данном задание программа позволяет ввести правильный ответ в соответствующую клетку таблицы.

Заполните таблицу, где а ускорение, которое приобретает тело массой m под действием силы F.

а

? «0,25» м/с2

? «2» м/с2

0.4 м/с2

2 м/с2

0,1 м/с2

5 см/с2

m

8 кг

3 г

200 кг

10 г

?»200»

?»20» т

F

6 мН

?»80»Н

?»20»мН

20 Н

1кН

4. Определение, какая эта величина - векторная или скалярная.

Найти равнодействующую трех сил по 200 Н каждая, если углы между первой и второй ситами и между второй и третьей силами равны 600.

Вводится « 400 Н»

5. Единицы измерения данной величины.

Тело массой 5 кг, в результате действия на него силы приобретает ускорение а = 7200 м/мин2. Определите эту силу, причем ее значение получите  в единицах измерения силы в системе Си.

Вводится «10» Н

 

6. Способы измерения величины.

Тело массой 200 г подвешено на пружине. Определите значение силы, которую покажет динамометр.

Вводится « 2 Н»

 

3 этап Применение обобщенного плана.

Задание: решите задачи.

1. Явление или свойство тел характеризующее данной величиной.

Вагон массой 60т подходит к неподвижной платформе со скоростью 0,3 м/с и ударяется буферами, после чего платформа получает скорость 0,4м/с. Какова масса платформы, если после удара скорость вагона уменьшилась до 0,2м/с?

Вводится « 15»т

 

2. Определение величины.

Трактор, сила тяги которого 15кН, сообщает прицепу ускорение 0,5м/с2. Какое ускорение сообщит тому же прицепу трактор развивающий тяговое ускорение 60кН

Вводится «2»м/с2

 3. Формула, определяющая значение величины.

Мяч массой 0,5 кг после удара, длящегося 0,02 с, приобретает скорость 10 м/с. Найти среднюю силу удара.

Вводится «250» Н

 

4. Определение, какая эта величина - векторная или скалярная.

Моторная лодка движется с ускорением а = 2м/с2 под действием трех сил: силы тяги двигателя F1 = 1000Н, силы ветра F2 =1000Н  и силы сопротивления воды F3 = 414 Н. Сила F1 направлена на юг, сила F2 – на запад, а сила F3 противоположна направлению движения лодки. В каком направлении движется лодка и чему равна е масса?

Вводится « на юго-запад»; « 500» кг.

 

5. Единицы измерения данной величины.

Тело массой 200 г, в результате действия на него силы приобретает ускорение а = 3600 м/мин2. Определите эту силу, причем ее значение получите  в единицах измерения силы в системе Си.

Вводится « 0,2 »Н

 

6. Способы измерения величины.

1. Что покажут динамометры, если верхний динамометр опустить так, чтобы груз объемом 0,2 дм3 оказался полностью погруженным в воду, но не касался дна сосуда?

Вводится  верхний «2»Н, нижний «10»Н