Назначение интерактивной доски в образовательном процессе
Сегодня интерактивные технологии, сочетающие в себе возможности
демонстрации и ввода информации, широко внедряются в области образования по
всему миру. Из практики известно, что интерактивная доска является удобным
средством повышения учебной мотивации и позволяет педагогу качественно изменить
уровень преподавания.
Так что же такое интерактивная доска?
Интерактивная доска - это основной элемент интерактивной системы, состоящей из
проектора, компьютера и специализированного программного обеспечения. С
компьютером устройство соединяется посредством USB-порта, реже через
беспроводной интерфейс. Питание поступает от сетевого блока питания или
непосредственно от компьютера по USB-кабелю. Интерактивная доска представляет
собой подключаемый к компьютеру сенсорный дисплей:
· компьютер посылает изображение на проектор
· проектор проецирует это изображение на интерактивную доску
· интерактивная доска действует как монитор, и как устройство ввода, позволяя управлять любым приложением с помощью касаний экрана
Для чего нужна интерактивная доска?
Интерактивные доски могут изменить преподавание и обучение в различных
направлениях. Вот три из них:
1. Презентации, демонстрации и
создание моделей.
Использование необходимого программного обеспечения и ресурсов в сочетании с интерактивной доской может улучшить понимание новых идей.
Интерактивная доска - ценный инструмент для обучения всего класса. Это визуальный ресурс, который помогает преподавателям излагать новый материал очень живо и увлекательно. Она позволяет представить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов, преподаватели и учащиеся могут комментировать материал и изучать его максимально подробно. Она может упростить объяснение схем и помочь разобраться в сложной проблеме.Преподаватели могут использовать доску для того, чтобы сделать представление идей увлекательным и динамичным. Доски позволяют учащимся взаимодействовать с новым материалом, а также являются ценным инструментом для преподавателей при объяснении абстрактных идей и концепций. На доске можно легко изменять информацию или передвигать объекты, создавая новые связи. Преподаватели могут рассуждать вслух, комментируя свои действия, постепенно вовлекать учащихся и побуждать их записывать идеи на доске.
2. Активное вовлечение учащихся
Мотивация и вовлеченность учащихся на занятии может быть увеличена за счет использования интерактивной доски. Исследования показали, что интерактивные доски, используя разнообразные динамичные ресурсы и улучшая мотивацию, делают занятия увлекательными и для преподавателей, и для учеников.
Правильная работа с интерактивной доской может помочь преподавателям проверить знания учащихся. Правильные вопросы для прояснения некоторых идей развивают дискуссию, позволяет ученикам лучше понять материал.
Управляя обсуждением, преподаватель может подтолкнуть учащихся к работе в небольших группах. Интерактивная доска становится центром внимания для всего класса. А если все материалы подготовлены заранее и легко доступны, она обеспечивает хороший темп урока.
3. Улучшение темпа и течения занятия
Использование интерактивной доски может улучшить планирование, темп и течение урока.
Работа с интерактивными досками предусматривает простое, но творческое использование материалов. Файлы или страницы можно подготовить заранее и привязать их к другим ресурсам, которые будут доступны на занятии. Преподаватели говорят, что подготовка к уроку на основе одного главного файла помогает планировать и благоприятствует течению занятия.
На интерактивной доске можно легко передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. К тому же тексты, рисунки или графики можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты лекции. Преподаватели и учащиеся делают все это у доски перед всем классом, что, несомненно, привлекает всеобщее внимание.
Заранее подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, картинки, музыка, карты, тематические CD-ROMы, а также добавление гиперссылок к мультимедийным файлам и Интернет-ресурсам зададут занятию бодрый темп: вы не будете тратить много времени на то, чтобы написать текст на обычной доске или перейти от экрана к клавиатуре. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране, используя инструмент Перо, и сохранять записи для будущих уроков. Файлы предыдущих занятий можно всегда открыть и повторить пройденный материал.
Подобные методики привлекают к активному участию в занятиях. Все, что учащиеся делают на доске можно сохранить и использовать в другой раз. Страницы можно разместить сбоку экрана, как эскизы, преподаватель всегда имеет возможность вернуться к предыдущему этапу урока и повторить ключевые моменты занятия.
Что можно использовать
Интерактивная доска - это, в сущности, дисплей вашего компьютера. Значит, все, что есть на вашем компьютере, можно показать и на интерактивной доске. Это дает вам возможность использовать широкий спектр ресурсов, таких как:
1. Презентации, флеш-анимации
2. Текстовые, табличные редакторы и прочее программное обеспечение, с целью его изучения
3. Прикладные программы
4. Интернет
5. Изображения (фотографии, рисунки, диаграммы, изображения экрана)
6. Видео-файлы (отрывки телевизионных программ, видео-кассеты VHS или цифровые видео-изображения)
7. Звуковые файлы (отрывки кассет или радио, записи, сделанные учениками или другими преподавателями).
8. Программное обеспечение для интерактивной доски
9. Программное обеспечение, относящееся к различным предметам
10. Интреактивное тестирование как в онлайн, так и в оффлайн режимах ( совместно с тестовыми системами, так и без них)
11. Использование дополнительных устройств,
подключаемых к компьютеру (видеокамера, электронный микроскоп, документ-камера и
т. д.)
Преимущества работы с интерактивными досками
Основные преимущества
1. Совместима с программами для всех лет обучения
2. Усиливает подачу материала, позволяя преподавателям эффективно работать с веб-сайтами и другими ресурсами
3. Предоставляет больше возможностей для взаимодействия и обсуждения в классе
4. Делает занятия интересными и увлекательными для преподавателей и учащихся благодаря разнообразному и динамичному использованию ресурсов, развивает мотивацию.
5. Любые схемы, рисунки, карты здесь специально предназначены для того, чтобы по ним можно было делать поправки и вносить изменения. Комментировать не только статические изображения, но и видео.
6. Гигиена труда учителя и ученика. Меловая пыль воздействует на легкие человека и отрицательно влияет на технику.
7. Доступная панель управления.
Преимущества для преподавателей.
1. Позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра класса
2. Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя преподавателям рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов
3. Позволяет преподавателям сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала
4. Позволяет преподавателям делиться материалами друг с другом и вновь использовать их
5.Удобна при работе в большой аудитории
6. Вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост
Преимущества для учащихся
1. Делает занятия интересными и развивает мотивацию
2. Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков
3. Освобождает от необходимости записывать благодаря возможности сохранять и печатать все, что появляется на доске
4. Учащиеся начинают понимать более сложные идеи в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала
5. Позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям
6. Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе. Им не нужна клавиатура, чтобы работать с этим оборудованием, таким образом повышается вовлеченность учащихся начальных классов или детей с ограниченными возможностями
Недостатки интерактивных досок
1. В большинстве моделях отсутствует возможность работать одновременно нескольким людям.
2. Наличие у большинства этих устройств расходных материалов, например элементов питания, порой уникальных.
3. Ограничение в электропитании.
4. Неудобные, непривычные маркеры.
5. Дороговизна.
6. Отсутствует отечественное производство досок.